"Реализация избирательных прав граждан с инвалидностью – обязательная задача государства и общества"

– Одно из направлений сотрудничества Новосибирского облизбиркома и Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих заключается в создании необходимых условий для реализации избирательных прав граждан с инвалидностью. Какие, на Ваш взгляд, знаковые проекты удалось реализовать в рамках сотрудничества?
– Сегодня в общественном сознании мерилом качества жизни любого человека становится не только разнообразие государственных и негосударственных услуг, но и уровень доступа к ним. Как известно, граждане с инвалидностью составляют около 10% населения нашей страны, обеспечение и реализация их избирательных прав – непреходящая обязательная задача государства и общества. С 2007 года Новосибирский облизбирком начал поиск заинтересованных специалистов и лидеров общественного сектора, разделяющих важность этой грани независимой жизни человека с различными нарушениями: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. К этому времени на территории региона по ряду социально востребованных направлений уже сложилась успешная практика сотрудничества Новосибирской региональной организации Всероссийского общества слепых, Новосибирской региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Центр независимой жизни “Финист”» и Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (НОСБ). Каждый партнер в диапазоне своих возможностей, прежде всего в рамках проектных и программных инициатив, сформировал необходимые условия безбарьерной среды, доступного образования, адресного просвещения различных профессиональных и социальных групп населения. Их суммарным вкладом в новое направление стали особые компетенции: хорошее знание целевой аудитории, точное понимание границ мобильности граждан с различными нозологиями, умение строить эффективные каналы коммуникации.
Так, Новосибирский облизбирком на основе полученной информации в короткое время смог уточнить места компактного проживания избирателей с инвалидностью, наличие желания и возможности посетить конкретный избирательный участок, предпочтительные способы оповещения и предоставления материалов об избирательной кампании. Сегодня на территории региона уровень взаимодействия областной комиссий с профильными министерствами и ведомствами настолько высок, что обеспечивает конкретизацию требуемой информации уже в цифровом профиле. Но на старте новой практики такая информационная и экспертная поддержка оказалась своевременной и весомой. По существу, был предложен дополнительный понятийно-терминологический аппарат, был сформирован и освоен язык, характерный для нового участка работы. Как раз в те же годы Новосибирская областная специальная библиотека заметно расширяла сотрудничество с центральными библиотечными системами региона, реализуя проект «Адаптивная сеть правового просвещения и гражданского участия». Тема безбарьерных выборов стала важной составляющей этой работы. Организация обратной связи и многоаспектное консультирование целевой аудитории очертили два комплекса вопросов:
– доступность здания или помещения, где размещается избирательный участок;
– способы преодоления информационных барьеров для граждан с физическими, прежде всего сенсорными ограничениями.
Решая эти вопросы, сотрудники Новосибирской областной специальной библиотеки разработали методические рекомендации по обеспечению доступности избирательных участков. Были подготовлены и выпущены различные информационные материалы в специальных форматах (рельефно-графическом, рельефно-точечном, аудио), восполняющие представления об избирательном процессе. Одновременно началась обязательная для любой новации просветительная и инструктивная работа с членами территориальных избирательных комиссий по освоению ими принципов и подходов организации безбарьерной среды. В соответствии с планом межсекторной рабочей группы облизбиркома десятки специалистов из разных районов Новосибирской области освоили эффективные способы общения и взаимодействия с избирателями, имеющими ограничения жизнедеятельности, ознакомились с широким диапазоном возможностей современных ассистивных и технических средств. В составе второго комплекса вопросов начался поиск ассистивного высокотехнологичного инструментария, соответствующего современным стандартам и требованиям.
В сотрудничестве с компаниями-резидентами двух технопарков был разработан мультисенсорный информационный модуль, объединивший несколько специальных технологических решений. В интерактивном режиме он обеспечивает возможность человеку с нарушениями функций зрения, слуха, движения получить исчерпывающие сведения о текущей избирательной кампании, пространстве избирательного участка. Система основана на использовании стандартного сенсорного монитора, дополненного накладной рельефной разметкой для невизуального управления. В корпусе модуля расположены встроенные активные колонки, а также несколько разъемов для независимого прослушивания информации несколькими избирателями с помощью индивидуальных наушников. Модуль позволяет регулировать громкость, скорость и тембр речи, а также может быть функционально расширен рядом внешних ассистивных устройств.
Демонстрация и использование таких систем на модельных избирательных участках в сумме с другими решениями адаптации многократно увеличила приток избирателей с инвалидностью. Это еще раз подтвердило, что люди, относящиеся к целевой социальной группе, чутко воспринимают изменившееся качество их независимой жизни.
– Какие мероприятия проводятся в библиотеке по информированию избирателей о выборах?
– Ежегодно в ходе работы по повышению правовой культуры будущих избирателей специалистами НОСБ используются многократно апробированные адресные формы работы. Признанной успешной социальной новацией, масштабно реализуемой на территории Новосибирской области последние 10 лет, стало применение трафаретов для самостоятельного голосования избирателей с полной или частичной потерей зрения. Проблема восприятия такими людьми разнообразных юридически значимых документов давно находилась в фокусе внимания учреждения как важное направление правовой и просветительной работы. Точное и осознанное выполнение регламентов, процедур и требований в финансово-экономической, нотариальной или, например, судебной практике помогает незрячему или слабовидящему человеку избежать ошибок.
Однако процедура проставления своего однозначного выбора в кабинке для голосования не имела полного решения. В самом деле, инвалид по зрению в день голосования может отправиться на избирательный участок совсем не с тем сопровождающим, которому он абсолютно доверяет. Действительно, маломобильному незрячему или слабовидящему человеку иногда приходится принимать помощь посторонних. Но никто не даст гарантии, что его зрячий сопровождающий, проставляя по просьбе знак выбора, может скрытно не выполнить волю своего спутника. Возникает риск похищения голоса инвалида по зрению и, соответственно, риск нарушения его конституционного права. Для исключения подобных ситуаций специалистами НОСБ был разработан и предложен специальный трафарет для независимого голосования. Он представляет собой прозрачную пластиковую папку-уголок, на его лицевой стороне в верхней центральной части находится текст о назначении данного трафарета, ниже построчно расположены порядковые номера, фамилии кандидатов или названия партий. Вся информация представлена как укрупненным, так и рельефно-точечным шрифтами. Количество и расположение порядковых номеров точно соответствует списку зарегистрированных политических партий либо кандидатов, внесенных в бюллетень. В правой части трафарета, в строгом соответствии с полями для проставления знаков в бюллетене, с точностью лазерной резки изготовлены отверстия такого же размера. В одном из них незрячий или слабовидящий проставляет знак, выбирая с помощью трафарета строку бюллетеня.
Успешная практика, апробированная в ходе нескольких избирательных кампаний на территории Новосибирской области, стала модельной. Применение трафаретов во многих субъектах РФ открыло новые, ранее недостижимые возможности для тысяч инвалидов по зрению, заметно повысило уровень их участия в избирательном процессе.
Библиотека всегда участвует в накоплении и распространении информации о каждой избирательной кампании, избирательном процессе в целом, имеющихся в регионе ресурсах и формах поддержки граждан с различными видами ограничений. Для этого, например, читателям библиотеки предоставляются информационные аудиосообщения, которые вместе с «говорящими книгами» записываются на индивидуальном флеш-накопителе. Развернутая подборка материалов размещается на сайте учреждения (sibdisnet.ru) и портале «Культура безбарьерного мира» (новодоступ.рф). Для целевой аудитории по согласованию с ИК НСО выпускаются тексты и методические пособия в рельефно-точечном шрифте. На регулярной основе в процессе обслуживания читателей уточняются их намерения о выборе того или иного способа голосования – на избирательном участке или по месту жительства. Эти сведения предоставляются облизбиркому и позволяют принять решение о необходимом количестве трафаретов. Актуальная информация об избирательной кампании отражается в социальных сетях и мессенджерах учреждения, создаются рельефные карты-схемы избирательных участков, а при необходимости – расположения границ округов.
– Уже больше десяти лет в Новосибирской области проходит Международная школа ассистивных услуг. Дайте оценку эффективности ее проведения.
– Сложившийся состав наиболее востребованных просветительных направлений деятельности Новосибирской областной специальной библиотеки получил общее название «Дом адаптивной культуры». Одним из инструментов этой деятельности является Международная школа ассистивных услуг (МШАУ). Она ежегодно собирает в стенах библиотеки и дистанционно сотни специалистов из десятков стран и регионов Российской Федерации. Уже двенадцать лет этот практико-ориентированный семинар рассматривает актуальные вопросы развития компетенций для формирования, обеспечения и потребления безбарьерной среды. Здесь нельзя не отметить особое место тематики организации безбарьерных выборов в программах МШАУ разных лет. На нескольких междисциплинарных площадках изучался и методически преломлялся прираставший с годами отечественный и зарубежный опыт. В рамках обзорных докладов, круглых столов, презентаций региональных и национальных практик шло обсуждение принципа разумной достаточности в обеспечении безбарьерных выборов и, соответственно, требуемого уровня компетенций специалистов этой области. Отбирался и предлагался многоформатный состав информационных материалов с учетом потребностей различных целевых групп населения. С участием высококвалифицированных экспертов определялся минимальный и допустимо расширенный состав ассистивно-технических средств на избирательном участке.
– Как Вы относитесь к дистанционному голосованию? Насколько такая возможность сделать свой выбор избирателям с нарушением зрения будет удобна?
– В 2019 году Москва стала первой пилотной территорией дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в ходе выборов депутатов Мосгордумы. Как известно, ДЭГ проводится с применением специального программного обеспечения или посредством мобильного приложения, без затрат на изготовление бюллетеней на бумажном носителе. Государственная автоматизированная система «Выборы» в настоящее время предоставляет новую цифровую опцию, отвечающую стандартам и требованиям безбарьерного доступа к веб-ресурсам. В общем случае каждый незрячий или слабовидящий пользователь с помощью специальной программы чтения экрана может реализовать свое конституционное право без посещения избирательного участка или услуги выездного голосования. Применение дистанционного электронного голосования – это несомненный успех, подтверждающий масштаб идущей в нашей стране цифровой трансформации. Однако новые возможности не всегда оказываются доступны сразу всем. Задача включения инвалида по зрению в мир цифровых сервисов пока не нашла полного и окончательного решения.
Уже понятно, что и для обеспечения безбарьерных выборов должна продолжаться информационная, консультативная и просветительная работа в двух основных направлениях. В первом из них необходимо в короткое время сформировать у незрячих, слабовидящих, других заинтересованных групп граждан с инвалидностью представления о новых формах голосования. Соответственно, должны быть созданы услуги и условия для овладения новыми умениями и навыками по использованию ассистивных программно-технических решений. Последние включают как индивидуальные мобильные устройства самих избирателей с инвалидностью, так и специальное оборудование, которое может быть временно предоставлено, являясь государственной или общественной собственностью. Во втором, также междисциплинарном, направлении объединяются усилия для включения профессионалов различных сфер деятельности, заинтересованных, поддерживающих или содействующих повышению качества независимой жизни граждан с инвалидностью. Здесь в первую очередь следует назвать специалистов в области описания и верификации цифровых сервисов и платформенных решений, разработчиков и поставщиков ассистивных технических средств, тестировщиков доступности веб-ресурсов и цифровой коммуникации, а также широкого круга операторов адаптированных компьютерных рабочих мест. Многие сферы деятельности могут оказать поддержку безбарьерным выборам, предоставляя технические средства доступа и сервисы сети Интернет. Человек с инвалидностью сможет проголосовать в офисе IT-компании, компьютерном классе учебного заведения, в интернет-кафе, в ресурсном центре и на многих других заранее подготовленных к такой услуге площадках. Уверен, именно на основе межведомственных, межотраслевых, корпоративных решений будет сформирована инфраструктура «точек доступности» для добровольцев электронного голосования.